Don Tigro (don_tigro) wrote,
Don Tigro
don_tigro

Categories:

Вытегра. Подводная лодка Б-440


Пролог: Дороги Северо-Запада
Дорога на Сортавалу. Остров Валаам
Карелия. Горный парк "Рускеала"
Рускеала. Заброшенный мраморно-известковый завод
Карелия. Водопад Юканкоски
Карелия. Остров Кижи
Карелия. Прионежье

Заключительная часть рассказа об августовском автовояже в Карелию будет посвящена объекту, который мы посетили уже на обратном пути в Москву, в городе Вытегра Вологодской области.

Вытегра - небольшой город, расположенный на берегу одноимённой реки, в нескольких километрах от Онежского озера и в 320 километрах от Вологды. Основных достопримечательностей в городе две: собственно, река Вытегра, являющаяся частью Волго-Балтийского водного пути, связывающего речные системы северо-западной и центральной части России, а так же корабль-музей, подводная лодка Б-440, установленная в 2005 году на набережной близ городского речного вокзала, о которой и пойдет речь. Добраться до города, помимо автомобиля, можно автобусом из Вологды или Петрозаводска. Найти корабль-музей в небольшом городе очень просто - вдоль основной городской трассы есть указатели на дорогу к музею, да и любой местный житель сможет подсказать дорогу.


Подводная лодка Б-440 проекта 641 была спущена на воду в 1970 году на Ново-Адмиралтейском заводе в Ленинграде. До конца 80-х годов несла службу в составе Северного флота ВМФ СССР, участвовала в дальних походах в различные точки мирового океана. В 1989 г. была "поймана" тралом норвежского рыболовного судна. В начале 90-х годов проходила ремонт в Кронштадте, после которого была перебазирована на Балтийский флот. В 1998 году выведена из состава флота, ожидала утилизации. В 2003-2005 годах в Кронштадте прошла переоборудование в корабль-музей, после чего была оттранспортирована в Вытегру. В качестве музея открыта в 2005 году. Кстати, помимо Б-440 лодки 641-ого проекта ныне используются в качестве музеев как в России (аналогичная лодка, Б-413, установлена в музее Мирового океана в Калининграде) так и за рубежом - две лодки-музея данного проекта находятся в Лонг-Бич и в Сан-Диего, США. Кроме того, на сегодняшний день в боевом составе флотов мира в эксплуатации находится единственный корабль данного проекта - бывшая подводная лодка Б-435 ВМФ СССР, а ныне підводний човен U01 "Запоріжжя" ВМС Украины.

Итак, приступим к осмотру корабля-музея. Подводная лодка установлена на понтонах, поэтому ее штатная ватерлиния находится гораздо выше обычного. Ниже штатной ватерлинии в корпусе специально врезан вход для посетителей.



Первый, носовой торпедный отсек подлодки. В нем находятся шесть торпедных аппаратов, приборы управления торпедной стрельбой и носовыми горизонтальными рулями, стеллажи для мин и торпед и устройство для их погрузки, спальные места для личного состава.


Крышки носовых торпедных аппаратов и прибор управления торпедной стрельбой:


Из первого отсека попадаем на нижнюю палубу второго отсека - так называемую аккумуляторную яму. По штату в данном отсеке находились аккумуляторные батареи - две группы по 112 элементов в каждой. В настоящее время на нижней палубе развернута экспозиция музея истории подводного флота России, а так же экспозиция, повествующая о боевом пути подводной лодки Б-440.


Изучая экспозицию музея, обнаружил небольшой "косячок" (прошу прощения за качество, условия съемки были не самые простые).


Через трюм третьего отсека можно попасть во второй аккумуляторный отсек (то бишь в четвертый отсек подлодки). В нём в настоящее время располагается часть экспозиции музея и конференц-зал. В самом трюме третьего отсека находился главный осушительный насос, морозильная установка и кладовая для продуктов.


Стенд с обозначенными на нем подводными лодками-музеями мира. Картина явно неполная:)


Возвращаемся во второй отсек, на верхнюю жилую палубу. Здесь располагаются каюты офицеров, рубка гидроакустика. Каюта помощника командира (если не ошибаюсь):


Второй отсек, офицерская кают-компания, по совместительству являвшаяся корабельной операционной в дальних походах. Вообще, фотографировать внутри лодки иногда приходилось в весьма стесненных условиях при не совсем достаточной освещенности, поэтому некоторые детали на фотографиях могут "плыть". Кроме того, некоторые помещения приходилось снимать через стекло - блики были неизбежны.


Переборка между вторым и третьим отсеком. Для удобства посетителей во всех переборках лодки сделан проход в полный рост. К слову, в лодке-музее в Калининграде никаких проходов, кроме штатных, между отсеками нет, и посетителям приходится перемещаться между отсеками так же, как это делали члены экипажа подводной лодки - через люки. Не всем и не всегда это удаётся без проблем:)


Третий отсек - центральный пост, или главный командный пункт (ГКП) подлодки. Сердце корабля, из которого осуществляется управление самой подлодкой и её вооружением. В данном отсеке несут вахту командир корабля, штурман, рулевые, командиры боевых частей, вахтенные поста погружения и всплытия. Справа можно видеть командирский перископ, в дальнем конце, возле люка - гирокомпас.


Пульт общекорабельной связи и щит сигнализации объемного пожаротушения.


В третьем отсеке находится "главный вход" на подлодку - люк, ведущий в боевую рубку. По нему можно подняться в саму рубку и на командирский мостик.


Люк в прочный корпус, вид сверху из боевой рубки.


Боевая рубка подлодки. По центру - репитер гирокомпаса.


Забравшись на командирский мостик рубки, можно окинуть взглядом окрестности. Вид на вход в музей и еще один его экспонат - минный тральщик времен Великой Отечественной войны, служивший в составе Онежской флотилии.


Вид на Волго-Балтийский канал. Речной трафик здесь очень плотный.


Снова третий отсек. Станция погружения.


Гальюн третьего отсека. Не знаю, байка или правда, но мне попадалась информация, что в пользовании им никаких проблем не было, кроме одной - для того, чтобы избавиться от "продукта", нужно было открыть подряд девять клапанов в определённой последовательности, причем нарушение этой последовательности вело к тому, что "продукт" вместо смыва выдавался "на-гора" и уделывал пользователя с ног до головы...


Четвёртый отсек. В трюме, как уже было сказано, располагалась вторая аккумуляторная яма, на верхней палубе располагались жилые каюты, кают-компания мичманов и ещё ряд помещений. Рубка радиометриста, прибор ВИКО - выносной индикатор кругового обзора, который служил для отображения воздушной и надводной обстановки.


Двухместная каюта четвёртого отсека.


Четвёртый отсек, камбуз. В этом очень тесном помещении на электрической плите с духовкой готовилась еда и пёкся хлеб для всего экипажа лодки, который насчитывал 70 человек.


Пятый, дизельный отсек подлодки. В нем располагались три дизельных агрегата мощностью 1900 л. с. каждый (на данный момент один агрегат для удобства прохода через отсек демонтирован). Дизельные двигатели использовались для движения лодки в надводном положении, а так же в подводном положении на перископной глубине 9 метров в режиме РДП (работа дизелей под водой). Для удобства мотористов все посты контроля и управления дизелями были вынесены из жаркого, шумного и загазованного дизельного отсека за отдельную выгородку. На фото один из дизелей с частично снятой верхней крышкой:


Шестой, электромоторный отсек. Здесь находятся пульты управления главными гребными электродвигателями, посредством которых лодка осуществляет движение в подводном положении, электрокомпрессор, а так же станция пожаротушения ЛОХ (лодочно-объемнохимическая).


Трюм шестого отсека. Электродвигатели и гребные валы подлодки.


Шестой отсек. Манекен с ПДУ - портативным дыхательным устройством - и протянутой рукой:)


И, наконец, седьмой отсек, кормовой торпедный. В нём, помимо спальных мест для экипажа, находятся четыре кормовых торпедных аппарата, тали для их перезарядки, приборы управления торпедной стрельбой, запасный гирокомпас, аварийная система управления горизонтальными и вертикальными рулями, аварийно-спасательный люк с комингс-площадкой для пристыковки глубоководного спасательного аппарата. В отсеке в качестве экспоната так же установлен водолазный костюм - штатным снаряжением подлодки он не являлся. Данный отсек являлся своеобразной кают-компанией для матросов, здесь в свободное время посредством проектора даже организовывался показ кинофильмов.



Любопытный факт. В первой половине 1988 года подводная лодка Б-440 находилась на боевой службе, где проводила поиск подводных лодок ВМС НАТО совместно с двумя другими подводными лодками - Б-396 "Новосибирский комсомолец" и Б-401 "Новосибирск". Позднее подводная лодка Б-396 так же стала кораблём-музеем - ныне она установлена в Москве на Химкинском водохранилище. Подводная лодка Б-401 на данный момент находится в резерве, но после вывода из состава флота у нее есть очень хорошие шансы стать музейным кораблём в "родном" Новосибирске.

В наших первоначальных планах на дорогу в Москву было посещение еще нескольких интересных мест, однако на следующий день, переночевав в палатке на берегу какой-то живописной реки посреди Вологодской области, мы решили, что усталости от всех переездов накопилось уже достаточно, а впечатления от переизбытка срывают все клапана. Поэтому мы решили больше никуда не заезжать, и, побросав вещи в машину, рванули в 700-километровый бросок до родного дома, оставив все неосуществлённые планы в счёт будущих путешествий...


Tags: Вытегра, автопутешествия, военная техника, музей, отпуск, подводная лодка
Subscribe

  • Разрушенный храм

    Как-то в один из летних дней мимоходом заехали посмотреть на вот такую разрушенную церковь. Погода в тот день была неустойчивая - то лил…

  • Калязин

    Небольшой пост с фотографиями из внезапной февральской поездки в этот маленький приволжский город. 1. Центральная улица Калязина с…

  • Горный парк "Рускеала" зимой

    Еще тогда, когда в 2013-м году мы первый раз побывали в горном парке "Рускеала", что в Карелии близ города Сортавала, у нас возникла идея посетить…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments