Don Tigro (don_tigro) wrote,
Don Tigro
don_tigro

Рускеала. Заброшенный мраморно-известковый завод


Пролог: Дороги Северо-Запада
Дорога на Сортавалу. Остров Валаам
Карелия. Горный парк "Рускеала"

Рядом с Мраморным каньоном горного парка "Рускеала" располагается еще один интересный объект - бывший мраморно-известковый завод, на котором с конца XIX в. до 90-х годов XX в. шло производство извести из добываемого на Рускеальском месторождении мрамора. Дорога на завод не входит в маршрут парка, однако сходить и осмотреть завод ничто не мешает - к заводу можно пройти от входа в подземную штольню горного парка. На территории завода нужно лишь соблюдать осторожность, чтоб не споткнуться и не свалиться куда-нибудь...


Дорога к заводу. Вообще, первое производство извести в Рускеале появилось в 1820-е годы по инициативе Санкт-Петербургского университета, который построил здесь небольшой завод, известь с которого шла в основном на строительство здания самого университета в Петербурге. Завод располагал несколькими печами для обжига мрамора, которые были сложены из мраморных блоков.



В 1854 году добыча декоративного мрамора в карьере остановилась из-за отсутствия заказов. Карьер некоторое время пребывал в запустении. Местные жители в этот период пытались выжигать известь из мраморного окола, коего в окрестностях было в избытке, и даже построили несколько новых обжиговых печей, работавших на дровах. В 1860-х годах добыча вновь возобновилась, но теперь уже исключительно с целью получения строительной и технической извести, которая была нужна для отбеливания бумаги. В 1895 году недалеко от карьеров были построены первые три шахтные полугазовые печи для обжига, выдававшие 17-20 тонн извести в сутки.

На фото - шахтная печь для обжига мрамора и эстакада, по которой к заводу подавались вагонетки с добытым мрамором.


В 1898 году месторождение взяли в аренду финны. Они нарастили добычу мрамора, который теперь шел на производство как извести, так и щебня - рядом был построен дробильно сортировочный завод.

В 1937 году на заводе были запущены 6 полугазовых шахтных печей производительностью 30-35 тонн извести в сутки.



Во время войны карьер и завод не работали. В подземных выработках местные жители укрывались от бомбёжек. После войны завод был восстановлен и дал первую известь в 1947 году.


Здание склада, где хранилась и отгружалась готовая продукция.


Остатки наружных строений завода.


Шахтные печи и разрушенное административное здание завода.


В середине XX века мрамор для завода добывали буро-взрывным способом. Полученные мраморные блоки разбивались кувалдами, обломки загружались в вагонетки. Для обжига в печи мрамор загружался в верхнюю её часть, к которой вагонетки при помощи лебёдок подавались по специальным рельсам - всё это, видимо, не сохранилось.


В нижней части печи происходила выгрузка готовой продукции, которая затем отправлялась на склад.


В начале 90-х годов прошлого века завод был остановлен. В настоящее время сохранилась только дробильно-сортировочная часть завода, где производится щебень. Из 12-ти карьеров, в которых добывался мрамор на протяжении более чем двух веков, сегодня функционирует только один.


Здание склада.


Остатки железнодорожных путей возле склада. В лучшие годы завода его продукция поставлялась в 17 областей и 10 союзных республик СССР.




Продолжение:

Карелия. Водопад Юканкоски
Карелия. Остров Кижи
Карелия. Прионежье
Вытегра. Подводная лодка Б-440



Tags: Карелия, Рускеала, автопутешествия, отпуск, разруха и запустение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments